Падзеі

Форум-театр как отражение проблем молодёжи

Первый форум-театр был проведён для бобруйской молодёжи командой Центра “Живая Библиотека” осенью 2020 года. И именно он очень ярко показал, что проблемы, которые волнуют молодежь до 25 лет, весьма отличаются от тех, которые волнуют людей постарше. Темы постановок были про буллинг в учебном коллективе и про цензуру. В обоих спектаклях были молодые люди, но для тех, кто участвовал во второй постановке, эта тема была совсем не близка и при импровизации им было сложно подстроиться, а вот в теме буллинга и взаимоотношений они чувствовали себя довольно уверенно и после много анализировали и делились эмоциями.

Второй форум-театр было решено провести силами команды тайм-клуба во время Молодёжного Фестиваля RegiOn и, что очень важно, совместно с активной молодёжью Бобруйска. Одна из участниц, Ксюша, уже давно хотела сделать что-то театральное для молодёжи. В рамках обучающего курса Project Management студцентра “Эволюция” она разрабатывала проект театральных курсов для молодёжи. Поэтому форум-театр для неё стал возможностью практики. Остальным же был интересен новый формат и возможность рассказать о волнующих проблемах. Да, именно новый, так как из всех участвующих только 2 человека принимали участие в первом форум-театре! Но это не помешало погрузиться в формат и проработать целых два спектакля. Обе постановки были объединены темой непонимания отцов и детей, однако сюжеты были кардинально отличающиеся.

 

 

В первой постановке разобрали ситуацию, в которой девушка хочет учиться в музыкальном колледже, но ей не позволяет деспотичный отец, т.к. у него на дочь другие планы. Мать придерживается нейтралитета, и только учитель героини помогает ей добиться желаемого. Для этой истории актёры придумали хэппи-энд: отец вспомнил, как сам любил музыку и что именно он привил эту любовь дочери, и потому решил не мешать поступлению дочери в музыкальный колледж.

Во время обсуждения спектакля Ксюша, игравшая дочь-подростка, отметила, что ей очень близка эта история, ведь в этом году она планирует поступать и близкие не очень одобряют её выбор. Однако, проиграв эту ситуацию еще раз, Ксюша для себя отметила, что за последнее время она научилась находить взаимопонимание с родителями. Влада, игравшая мать героини, призналась, что ей было сложно, ведь в её семье она выступает в роли защитницы своего младшего брата, а здесь ей нужно было быть на стороне агрессора. Эта позиция идёт вразрез с собственными принципами, поэтому девушка постоянно старалась держаться, чтобы не перейти на “светлую сторону” свободы.

 

 

Вторая история – с трагическим финалом. 14-летняя девушка забеременела, мать девушки настаивает на сохранении ребёнка. И уже через 13 лет мы видим спившуюся молодую вдову, растить второго ребёнка которой помогает старшая дочь. Мораль истории по мнению юных актёров: для школьников нужно вводить предмет «половое воспитание» и позволять подросткам, оказавшимся в похожей ситуации, самим принимать решение, рожать или нет. Тут важно отметить, почему выбрали такой сюжет и нестандартный взгляд на проблему абортов. Анастасия, инициаторка идеи, рассказала, что реклама о “сохранении ребёнка” в городе очень навязчивая, однако даже не это главная проблема. Настя рассказала, что её подруга работает в родильном доме психологом, и там не просто оказывают психологическую помощь, а очень агрессивно заставляют молодых матерей оставить ребенка. И это очень давно беспокоило Анастасию, ведь каждый человек должен сам решать, что ему делать, а обсудить эту проблему и рассказать о ней до этого Форум-театра не было возможности.

Весьма интересны были и комментарии других актёров и актрис спектакля. Девушка, которая играла мать-агрессорку, отметила, что ей наоборот было легко. И она поняла, что, если бы родилась на несколько десятков лет раньше, очень вероятно, что она была бы такой, как её героиня, довольно авторитарной. При этом, несмотря на то, что сломить её персонажа не удалось, девушка назвала вариант, при котором она бы уступила: четкое описание планов на будущее дочери.

А вот подростка через 13 лет вновь сыграла Ксюша, игравшая аналогичную роль в первой постановке. И тут она отметила, что ей было довольно сложно, ведь это так неправильно, что ребенок должен тянуть на себе всю семью, лишаясь детства.

В подготовке форум-театра также принял участие актёр бобруйского театра Артём Чернобылов, для него это был абсолютно новый опыт, при этом он подсказал некоторые приёмы по вживанию в роль. Сам Артём уже после постановки отметил, что ему было очень сложно играть агрессора и оставаться в этой роли, несмотря на его опыт.

 

 

Реакции зрителей тоже были очень разными. При этом в первый спектакль изменений вносилось не так много, а вот второй спектакль так зацепил, что зрители, чтобы помочь героине, предлагали самые невероятные пути поведения героев, например, что молодому отцу-рэперу предложили суперконтракт в Лос-Анджелесе, но ехать нужно сейчас. А мать девушки они заберут с собой и она будет отдыхать, купаться в золоте, но в данный момент им нужна помощь.

При обсуждении после спектаклей затронули вопрос того, что в школах активно включают занятия по семейным ценностям, но это не особо помогает, а вот про половое воспитание начинают рассказывать уже после того, как кто-то из детей забеременеет.

2 Форум-театра, 4 постановки на 4 разные темы

Более 30 участников_иц

Около 16 часов работы

100% довольных зрителей 🙂

Форум-театры позволили молодёжи в безопасной обстановке обсудить то, что их действительно волнует и тревожит в окружающем мире. Пережив сложные жизненные ситуации в игровой форме, участники и участницы форум-театров чувствовали себя увереннее при обсуждении тем на рефлексии и выражали большую готовность к столкновению с данными сложностями в реальной жизни. Команда тайм-клуба, узнав о том, что действительно волнует молодёжь, решила, что будет продолжать помогать молодым людям в поиске путей самовыражения, реализации их идей и задумок.

Материал создан в рамках проекта RegiON, который в Бобруйске реализуется тайм-клубом “1387”, командой “Живой Библиотеки” Бобруйска и Центром развития эффективной коммуникации “Живая Библиотека”.

Источник: humanlibrary.by

Цікавае

Спецпраекты